Офис

Управление рисками, матрица контроллинга

Вопросы управления компанией, финансового менеджмента и взаимосвязи основных финансовых документов; бюджетирования; мероприятия, расчеты и ведомости по ведению управленческого учета; распределения обязанностей в финансовой службе (департаменте). Особое внимание финансовому анализу и прогнозированию, а также реализации процесса управления инвестициями в компании.

1. Бизнес, менеджмент, стратегия, финансы — что важнее?
Цели бизнеса: взаимосвязь целей владельцев, управляющих и сотрудников.
Типология владельцев бизнеса и распределения прибыли компании.
Цели финансового менеджмента.
Структура управленческого учета в бизнесе.
Идеология финансовых потоков.
Структура и форма основных корпоративных финансовых отчетов.
Типовые стратегические позиции компании на конкурентных рынках.
Ключевые моменты управления бизнесом. Жизненные циклы компаний.
Модель управления компанией через стоимость бизнеса.
Уровни формирования стратегии бизнеса. Модель финансовой стратегии бизнеса.
Сбалансированная система показателей (BSC) и ключевые показатели эффективности (KPI).

2. Лучшая международная практика управления финансами компании.
Правильное понимание финансового менеджмента в компании.
Роль финансового директора и финансовой службы в достижении целей компании.
Особо важные функции финансовой службы.
Управление бизнесом и финансами по ключевым показателям (KPI и CFI).
Стоимость бизнеса как главный показатель — зачем он нужен.
Чем отличается внутренняя стоимость компании от внешней.
Основные финансовые элементы бизнеса как самые важные «точки контроля».
10 важнейших принципов эффективного управления финансами.
Типичные трудности и проблемы финансовых служб.

Управление денежными потоками, доходами и расходами компании.
Самые главные финансовые отчеты: ОДДС, ОДР, Управленческий Баланс.
Шаблоны и дизайн типовых финансовых отчетов.
Структура и форма Отчета о Движении Денежных Средств.
Принципы эффективного управления денежными потоками.
Принципы эффективного управления затратами.
Структура и форма Отчета о Доходах и Расходах.
Бюджетный классификатор — его назначение, содержание и разработка.
Классификация и структура затрат — три типовых модели анализа и контроля издержек.
Построение системы управления и планирования затрат — от простого с сложному.
Распределение косвенных затрат — цель, принципы, методы, базы.
7 ключевых вопросов управления доходностью бизнеса.
Рыночная и финансовая устойчивость компании как одна из целей менеджмента.

Управленческий баланс — главный финансовый и инвестиционный отчет о бизнесе.
Построение управленческого баланса.
4 основных отличия управленческого баланса от бухгалтерского.
Оптимальные соотношения групп активов и пассивов баланса.
Принципы эффективного управления товарными запасами.
Принципы эффективного управления дебиторской задолженностью.
Система кредитных рейтингов клиентов и сотрудничество подразделений в управлении дебиторской задолженностью.
Управленческий баланс как визуальное отражение финансовой стратегии компании.
Главное уравнение эффективного бизнеса (формула финансовой стратегии).
Принципы эффективного управления заемным капиталом.
4 главных вопросам построения эффективной политики привлечения займов.
«Эффект финансового рычага» — формулы, анализ, моделирование.

Финансовый анализ и аудит — наука и искусство понимания бизнеса.
Финансовый аудит как регулярная технология диагностики бизнеса.
Виды финансового анализа и аудита.
Методы, принципы и показатели для эффективного финансового анализа.
«Жизненная сила» компании — ликвидность, рентабельность, платежеспособность.
Финансовая репутация компании — анализ кредитоспособности по банковским методикам.

3. Управленческий учет — «информация для правильных решений».
8 признаков эффективного управленческого учета.
Управленческий учет — как его понимают и используют финансисты лучших компаний.
Какие задачи и как должен решать управленческий учет.
9 уровней развития управленческого учета.
Внутренняя и внешняя информация — что важнее для успеха компании.
Зачем компании бизнес-разведка, и почему информация самый дорогой ресурс.
Информационная среда бизнеса. Управление знаниями в корпорации.
Структура управленческого учета. Тактические и операционные отчеты.
Полный регламент управленческой отчетности для бизнес-единицы.
Какой информацией пользуется топ-менеджмент лучших компаний.
2 версии управленческого учета: финансовый и директорский.
Что такое «визуализация» отчетности, и почему российские директора не понимают российских финансистов.
Взаимосвязь, взаимодействие и отличия бухгалтерского и управленческого учета.
Учетная политика в управленческом учете.
Существуют ли стандарты управленческого учета? На что опираются международные и российские финансисты.
Почему без управленческого учета невозможно управлять бизнесом.
Практические советы консультантов по методологии и внедрению управленческого учета.
Календарный план-график и правильная команда внедрения учета.

4. Бюджетирование и финансовое планирование в компании.
Смысл и назначение бюджетирования — проложить для бизнеса маршрут.
Стратегическое планирование как основа для формирования операционных целей предприятия.
Финансовая стратегия компании — философия или бизнес-план?
Выбор показателей для разработки стратегических целей.
Пример создания и использования финансово-математической модели для планирования.
5 главных целей бюджетирования и их приоритеты.
Типология и взаимосвязь бюджетов в компании.
Финансовое прогнозирование и планирование. Сценарный анализ будущего компании.
Математическая (вероятностная) и статистическая (трендовая) модели прогнозирования.
Бизнес-модель компании в форматах «как есть» и «как будет».
Архитектура системы бюджетирования в компании. Регламенты, объекты и отчеты.
Формирование финансовой структуры бизнеса. ЦФО и ЦФУ — важные отличия.
Проблемы и преимущества управления компанией на основе структуры финансовых центров.
Внедрение эффективного бюджетирования в компании. Основные этапы и проблемы.
Типовые серьезные ошибки при внедрении и реализации бюджетирования.
Консолидация управленческой отчетности — приемы и методы.
Анализ и контроль исполнения бюджетов. Казначейский контроль и таргетирование.
Управленческий контроль и аудит в компании. Понятие контроллинга.
Причины и трудности внедрения системы контроля в российских компаниях.
Внутренний и финансовый контроль — отличия и сходства.
Матрица контроллинга в компании. Взаимодействие подразделений по основным процессам.
Структура и инструменты финансового контроля в компании.

5. Построение эффективной финансовой-экономической службы (ФЭС).
Взаимодействие ФЭС с владельцами и топ-менеджментом компании.
Организационная структура финансовой службы компании.
Функции и задачи основных подразделений ФЭС.
Функции и задачи основных финансовых руководителей и сотрудников.
Квалификационный профиль финансового директора.
Подбор сотрудников для финансовых подразделений организации.
Модель «личность-бизнес» и мотивация сотрудников ФЭС.

6. Автоматизация управленческого учета и бюджетирования.
Основные функции менеджмента, автоматизация которых приносит наибольший эффект.
Параметры системы автоматизации и выбор компании-разработчика.
Правильная модель структуры данных.
Состав отчетов в системе автоматизации управленческого учета.
Оценка стоимости проекта по внедрению автоматизированной системы учета.
Обзор и стоимость внедрения наиболее известных систем автоматизации учета.
Основные этапы внедрения автоматизированной системы управления финансами.
Комплексные и специализированные системы. Преимущества и недостатки. ERP системы.

7. Управление рисками в компании.
Стратегия бизнеса, сценарии развития, управление рисками — практика лучших компаний.
Философия и методология современного риск-менеджмента. Международные стандарты.
Риск-менеджмент: интуитивный или технократический подход — что эффективнее?.
Технология эффективного риск-менеджмента — просто о сложном.
Определение факторов (причин) риска и возможных последствий.
Качественная и количественная оценка рисков. Построение карты рисков.
Методы анализа рисков и сбора информации для риск-менеджмента.
Методы снижения рисков и обеспечения безопасности бизнеса.
Мониторинг и контроль рисков.
Практические советы консультантов по управлению рисками.
Создание эффективной команды по управлению рисками.
Управление рисками как ежедневный инструмент Совета Директоров.

* Примечание по программе курса: последовательность тем и кейсов в программе соответствует графику обучения в рамках 5 дней. Однако по усмотрению авторов программы в некоторых случаях допускаются переносы некоторых пунктов и разделов программы курса на более ранние или более поздние дни, чем в указано в программе.

Перечень практических задач (кейсов):

Кейс. Управленческий баланс и финансовая стратегия бизнеса. Кейс. Инвестирование или резервирование капитала компании. Кейс. Выбор финансовых показателей для планирования, анализа и контроля бизнеса. Кейс. Диагностика системы бюджетирования и управленческого учета в компании по методике, разработанной на основе международных стандартов и рекомендаций. Кейс. Управленческий учет финансовых транзакций на примере производственной компании. Кейс. Финансовые транзакции и взаимоувязка основных бюджетов (БДДС, БДР, Баланс). Кейс. Расчет ОДР по методике EBITDA. Кейс. Анализ управленческого баланса компании. Кейс. Определение класса кредитоспособности компании. Кейс. Расчет коэффициента Альтмана. Кейс. Полный финансовый анализ и аудит компании. Кейс. Диагностика компании по матрице финансовых стратегий. Кейс. Расчет реальной стоимости бизнеса/компании. Кейс. Разработка всех видов бюджетов компании (самая полная версия). Кейс. Финансовые риски российских компаний и методы защиты от них. Кейс. Определение сценарных рисков по проекту. Кейс. Определение функций финансового директора. Кейс. Диагностика (определение) типа руководителя.