~ Проекты Студия

Цифровая зеркальная камера Canon 5D: новая революционная модель

Canon можно по праву назвать пионером в области полноразмерных цифровых сенсоров — сегодня эта компания является единственной, кто производит на их основе цифровые фотоаппараты. Nikon анонсировала несколько очень неплохих цифровых «зеркалок», но ни одна из них не оснащена полноразмерным сенсором. Так что, если какая компания и прокладывает свой путь к полноразмерным сенсорам на рынке ниже high-end камер, так это Canon.

У цифровых «зеркалок» размер имеет значение

Зачем же нужен полноразмерный сенсор?

Во-первых, чем больше сенсор, тем больше там места для пикселей. Разработчики камеры могут использовать доступное пространство для большего числа больших по размеру и менее плотно упакованных пикселей. Чем больше пикселей, тем выше разрешение, а чем дальше пиксели находятся друг от друга, тем меньше будет «шум». В итоге и фотографии можно печатать большего размера.

Во-вторых, объектив даёт круглую картинку. Посмотрите на рисунок ниже. Если камера использует полноразмерный (35 мм, как у кадра плёнки) прямоугольный сенсор, то она может захватывать полную картинку от объективов, предназначенных для 35-мм плёнки. Меньший сенсор с таким же объективом захватывал бы лишь часть всего изображения. Именно поэтому для цифровых фотокамер пришлось выпустить свои объективы, отличающиеся определённой степенью увеличения (её ещё называют кроп-фактором). Большинство действительно профессиональных цифровых «зеркалок» без полноразмерных сенсоров используют степень увеличения объектива 1,5x (Nikon) или 1,6x (Canon). Поэтому, к примеру, фокусное расстояние объектива 50 мм для 35-мм плёнки после увеличения превращается в 75 мм (1,5x) или 80 мм (1,6x). А если цифровая «зеркалка» использует полноразмерный сенсор, то степень увеличения оказывается 1,0x — то есть фокусное расстояние будет таким же, как у 35-мм плёночного фотоаппарата.

У цифровых
Полноразмерный 35-мм сенсор захватывает почти всю картинку внутри окружности, выдаваемой объективом, предназначенным для 35-мм плёночной камеры. Сенсор меньшего размера способен захватывать лишь часть изображения внутри окружности, что приводит к эффекту увеличения.

Некоторым фотографам нравится кроп-фактор объектива, поскольку он позволяет с меньшим фокусным расстоянием получать, якобы, мощный телеобъектив. Однако это всё равно, по сути, псевдо-объектив, поскольку фокусное расстояние объектива по-прежнему составляет 50 мм, хотя из-за увеличения оно и получается, как у 80-мм объектива. Объективы с фокусным расстоянием 80-100 мм хорошо подходят для портретной съёмки, поскольку они дают хорошую перспективу человеческого лица и отличаются ограниченной глубиной резкости, в результате чего фон очень красиво выходит из фокуса и несколько размывается. Однако перспектива и глубина поля нашего объектива с кроп-фактором всё же 50 мм, а не 80 мм. Поэтому 50-мм объектив с 1,6x увеличением даст совершенно иную перспективу и более резкий фон, что не очень хорошо сказывается на качестве портретной съёмки. С настоящим 80-мм объективом ситуация была бы иной.

Хотя кроп-фактор позволяет объективу с меньшим фокусным расстоянием «прикидываться» телеобъективом, он также уменьшает угол охвата широкоугольного объектива. 12-мм объектив с 1,5x увеличением превращается в 18-мм объектив. Хотя 18 мм могут показаться достаточно хорошими, вы не получите картинку такого же эпического качества, как с 12-мм объективом.

Но у цифровых «зеркалок» с меньшим сенсором есть ещё одно преимущество. Как было отмечено выше, чтобы закрыть сенсор, круглое изображение может быть не таким большим, как в случае с полноразмерным сенсором. Поэтому производители могут создавать более лёгкие, компактные и менее дорогие объективы, которые дают меньший «кружок», чем объективы для «зеркалок» с полноразмерным сенсором. Звучит неплохо, но нам так и не попадались объективы для сенсоров меньшего размера, дающих такое же качество картинки, как объектив для полноразмерного 35-мм сенсора или плёнки. Частично это связано с тем, что приходится иметь дело с меньшим разрешением сенсора меньшего размера. Хотя профессиональные фотографы могут выжать из сенсоров меньшего размера то, что им требуется, всё равно лучшее качество получается у камер с полноразмерным сенсором.

Что будет, если использовать объектив, предназначенный для сенсора малого размера, на камере с полноразмерным сенсором? Смотрите сами.

У цифровых
Фотография получена с помощью Canon 5D и объектива Sigma 12-24 мм 4,5-5,6 EX DG HSM для сенсора малого размера, 12 мм.

Довольно забавно, не правда ли? И так себя ведут все объективы для цифровых камер с кроп-фактором, если подключить их к камере с полноразмерным сенсором. Если вы планируете в будущем покупать цифровую камеру с полноразмерным сенсором, то держитесь подальше от объективов с цифровым кроп-фактором. Как их узнать? По обозначениям «Digital», «DI» или чем-то подобным в названии. У Canon объективы с кроп-фактором обозначаются «EF-S».

Набор функций

Как можно видеть по следующей таблице, Canon сегодня производит шесть цифровых «зеркалок» EOS. Но только две из них оснащены полноразмерным сенсором, 12,8-мегапиксельная 5D и 16,7-мегапиксельная 1Ds Mark II.

Камера Эффективное число мегапикселей Размер В x Ш x Г (только корпус, без объектива) Вес

Почему между 5D и 1Ds Mark II такая большая разница в цене? Посмотрите на разницу в разрешении сенсоров в 4 мегапикселя. Дополнительные мегапиксели с правильной технологией подавления «шума» позволяют получить фотографию с более высоким разрешением, чем позволяет зерно 35-мм плёнки. Конечно, меньшее число пикселей у 5D на площади сенсора облегчает подавление «шума». В итоге Canon смогла немного сэкономить.

Чтобы понимать ценовую политику Canon, следует понимать, почему такая разница в цене между камерами Mark II. Они очень похожи. Но основное различие заключается в том, что 1D Mark II N имеет в два раза меньше пикселей, чем 1Ds Mark II. Если 1Ds Mark II использует полноразмерный сенсор с кроп-фактором 1,0x, то 1D Mark II N отличается относительно небольшой степенью увеличения 1,3x. Если «дорастить» сенсор этой камеры до полного размера, то он смог бы вместить 12,8 мегапикселей. В общем, 5D не имеет всех преимуществ 1D Mark II N, но отличается той же плотностью пикселей. Но 5D может снимать только 3 кадра в секунду по сравнению с 8,5 у 1D Mark II и 4 у 1Ds Mark II.

Чем ещё отличается 5D от 1D и 1Ds Mark II? Следует упомянуть о различиях в дизайне корпуса и изоляции. 5D базируется на корпусе очень популярного 8,2-мегапиксельного фотоаппарата Canon 20D, а не на корпусе линейки Mark II. Корпус легче и компактнее, чем у Mark IIs, при этом он изготовлен из сплава магния. Если камеры Mark II тоже используют сплав магния, они рассчитаны на экстремальные условия эксплуатации и надёжно защищены от пыли, грязи и воды, что соответствует требованиям профессиональных фотографов.

В некоторых обзорах уже высказывались опасения насчёт хрупкости 5D в недружественной среде. Во время наших тестов мы не обнаружили серьёзных проблем, но грубо обращаться с камерой не следует.

Набор функций
Три цифровые «зеркалки» Canon (с переднего плана на задний) 350D, 5D и 1D Mark II.

Canon EOS 5D в работе

Лично я использую для работы Canon 1D Mark II. Я доволен этой камерой, но каждый раз я невольно путаюсь в большом количестве клавиш, которые нужно нажать для получения доступа в подменю, просмотра и увеличения фотографий, а также для изменения разных настроек камеры. Вторую мою камеру 350D можно назвать самой простой цифровой «зеркалкой» Canon в использовании. Чтобы изменить ISO, автофокус, баланс белого или опции экспонометрии, достаточно нажать соответствующую клавишу и выставить параметр. Я привык к набору клавиш 350D для отображения фотографий. Собственно, этим заканчивается спектр функций, которые я используют регулярно. Настройка других параметров тоже выполняется с помощью одной клавиши.

По лёгкости использования 5D попадает где-то между 350D и 1D Mark II. Управление камеры ближе к 20D, чем у любой другой цифровой «зеркалки» Canon. С помощью одной соответствующей клавиши можно вызывать меню, просматривать значение выдержки и другую информацию о фотографии, а также сам снимок. Удалять фотографии тоже очень легко. Достаточно нажать клавишу мусорной корзины во время просмотра, а затем с помощью колёсика выбрать, следует удалить одну фотографию или все.

Многие опции 5D вроде ISO, параметров экспонометрии и баланса белого выполняются с помощью ЖК-экрана на верхней панели камеры. Требуется нажать клавишу, отпустить её, а затем повернуть одно из двух колёсиков камеры (одно находится сзади, а другое спереди сверху). После того, как правильная опция будет выбрана с помощью колёсика, следует нажать и отпустить клавишу снова, чтобы ЖК-дисплей вернулся в своё нормальное состояние. Мне такой подход показался весьма удобным. Комбинацию запомнить легче, чем у моего 1D Mark II.

Canon EOS 5D в работе

Обратите внимание, что 5D оснащён очень большим 2,5″ ЖК-дисплеем. Неплохо, но дисплеем практически нельзя пользоваться при ярком или среднем солнечном свете. Вообще, козырёк над дисплеем здесь не помешал бы. Кроме того, большой ЖК-дисплей занимает столь большое пространство, что для заднего информационного экрана не остаётся места.

Canon EOS 5D в работе

Многие обозреватели, получившие в свои руки предварительные образцы камеры 5D, жаловались на диск выбора режимов в верхней левой части камеры. Диск позволяет установить автоматический режим съёмки 5D, зафиксировать выдержку или диафрагму. На предварительном образце режимы переключались слишком легко. Поэтому Canon сделала колёсико более тугим. Во время ношения фотоаппарата, укладывания его в чехол или вынимания колёсико не поворачивалось.

В верхней правой части камеры расположено несколько клавиш, о которых мы упоминали ранее. Их следует нажать, прежде чем регулировать тот или иной параметр с помощью одного из двух колёсиков 5D. У каждой клавиши подписаны две функции, разделённые тире. Одна функция управляется первым колёсиком, другая — вторым.

Слева у 5D есть две резиновые дверцы, закрывающие разъёмы для внешней вспышки и удалённого спуска затвора, а также порт USB 2.0 и видеовыход. Поэтому разъёмов на иллюстрации ниже не видно.

Canon EOS 5D в работе

На правой панели 5D расположен слот Compact Flash. Он тоже закрыт дверцей. В отличие от камер Mark II, оснащённых слотами Compact Flash и SD, у 5D есть только Compact Flash. В raw-режиме фотография занимает 12,9 Мбайт. Собственно, это моя первая цифровая камера, для которой карточки на 1 Гбайт может и не хватить. Как только вы начнёте снимать, то сразу же захотите купить карточку на 2 или даже 4 Гбайт.

Качество фотографий

Цифровая камера Canon 5D обеспечивает один из самых высоких уровней качества, которые я когда-либо видел. Экспозиция и цветопередача не вызывают нареканий. Мне пришлось обрабатывать raw-кадры в Photoshop меньше, чем с любой другой цифровой камеры, которую я использовал для работы.

Кстати, о Photoshop: на момент выхода статьи Adobe ещё не предложила raw-фильтр для 5D. Этот фильтр необходим, чтобы открывать raw-фотографию прямо в Photoshop. Так что пришлось использовать программное обеспечение Canon Digital Photo Professional (DPP), открывать raw-картинку и преобразовывать её в формат TIFF, который затем уже открывать в Photoshop. Adobe всегда запаздывает с поддержкой новых камер, так что первым покупателям не остаётся ничего другого, кроме как использовать приложение Canon. Мне этот процесс никогда не нравился, тем более что сейчас опция «Transfer to Photoshop» в меню «Tools» не захотела заработать с Photoshop CS2. Конечно, после некоторой задержки Photoshop открывается, но перед тем, как картинка будет передана в Photoshop, программа закрывается с ошибкой. Кроме того, иногда, когда я выходил из Digital Photo Professional, я не мог повторно запустить DPP без перезапуска Windows.

В Интернете весьма проблематично показать качество отснятых фотографий. Особенно в случае с камерой высокого разрешения, которой является Canon 5D. Вряд ли вы захотите скачивать raw-файлы по 12,9 Мбайт, которые (кстати) не сможете открыть. Конечно, можно преобразовать raw-файлы в формат TIFF, но при этом объём увеличивается до 75 Мбайт.

Поэтому мы решили показать две небольших jpeg-картинки, полученные из raw-файлов. Нажав на картинку, вы можете скачать 7-Мбайт фотографию в полном разрешении. Затем можете запустить Photoshop или любой другой редактор, откорректировать цвета или любые другие параметры, настроить резкость, уменьшить размер и распечатать фотографию. Тогда вы получите представление о возможном качестве Canon 5D. Только печатать лучше в разрешении 350 dpi, с размером примерно 20×30 см.

Качество фотографий
Простой текст позволяет хорошо оценить разрешение камеры и объектива. Нажмите на картинку, чтобы скачать 5-Мбайт версию.

Качество фотографий
Выступает Поль Хендель (Paul Hendel), фестиваль народной музыки в Енчино (Калифорния, 9 октября 2005). Нажмите, чтобы скачать 7-Мбайт версию.

Заключение

Canon EOS 5D является революционной цифровой камерой. Она впервые привнесла полноразмерный 35-мм сенсор в сферу полупрофессиональных моделей. Или профессиональных начального уровня. Всё зависит от точки зрения. 5D позволяет снимать фотографии великолепного качества, которые удовлетворят как опытных любителей, так и профессионалов. Конечно, относительно низкая цена 5D приводит к своим недостаткам. Но если вам не нужны функции Canon 1Ds Mark II, отсутствующие в 5D, то камера станет достойной покупкой