В этом году компании «Газпромнефть-Новосибирск» исполняется 85 лет. Как все начиналось? Первый автомобиль появился в Новониколаевске в 1912 году. «Товарищество Альфреда Нобиля» и несколько более мелких фирм доставляли городу мелкосерийные партии топлива.
Потом грянула революция, гражданская война. Со свойственным «революционным двадцатым» гигантизмом, главный монополист молодой советской страны – «Нефтесиндикат», учреждал региональные подразделения. Новониколаевская контора должна была обслуживать территорию от Кургана до Читы и озера Зайсан на границе с Китаем, а на север – вплоть до Ледовитого Океана. С 1 октября 1925 года вновь созданное «Управление Нефтескладами Западно-Сибирского района Нефтесиндиката Союза ССР» начало отсчет своей новой истории. А в этом году предприятие, теперь уже под именем ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», отметит 85-летний юбилей компании.
В двадцатых годах в Новониколаевске-Новосибирске еще не было в широком ходу понятие «нефтебаза». Были в основном «нефтесклады», располагавшиеся рядом с железными дорогами и водными артериями. Туда по железной дороге поставлялись нефтепродукты с крупных наливных нефтебаз. Запсибрайнефтеторг имел в своем составе «оптово-полуоптовые» нефтесклады (объем отпуска от полубочки) и более мелкую розничную сеть (отпуск от 1 кг). И те, и другие «торговые точки» были представлены в Новосибирске, Татарске, Барабинске, Чанах, Каргате.
Одной из серьезных проблем в те годы была перекачка нефтепродуктов. Вплоть до 1936 года механическая перекачка была только на Омском и Новосибирском нефтескладах. Во всех остальных случаях использовались ручные насосы.
Не менее проблемным являлся отпуск нефтепродуктов оптовикам и населению. Конечно, ни о каких АЗС или системах автоматического налива речи тогда не было, имелись так называемые «наливочные» — по сути, специализированные магазины-склады, в лучшем случае, оборудованные парой кранов. У ворот нефтескладов и «наливочных» скапливались огромные очереди.
Экономика СССР поднималась с колен, платежеспособность населения повышалась, и «Запсибнефтеторг» усиленно взялся за то, что сегодня назвали бы «пиаром». Выпускались большими тиражами брошюры, листовки, пропагандировавшие новые смазочные материалы.
Индустриализация шла полным ходом. Производство нефтепродуктов росло, как на дрожжах. Военный период научил более эффективной работе, сократились сроки погрузочно-разгрузочных работ, снизились потери нефтепродуктов, выросла производительность труда. В пятидесятых годах прошлого века в Новосибирске уже появились первые примитивные АЗС. Так, если в 1959 году в подчинении «Запсибуправления» было всего 12 АЗС, то в 1967 году их было уже 100.
Хорошо знакомое новосибирцам имя «Новосибирскнефтепродукт» сравнительно молодо. Оно появилось по велению Госкомнефтепродукта РСФСР уже на закате СССР 15 августа 1988 года. И сегодня это слово еще читается на многих АЗС и области, но эта вывеска доживает последние месяцы, поскольку «Новосибирскнефтепродукт» влился в единую и сильную семью «Газпром нефти».
АЗС «Новосибирскнефтепродукта» в последние годы довольно часто упрекали в отставании от многих частных сетей АЗС Новосибирска и области, где активно вводились новые технологии. Отчасти эти упреки были справедливы. Дело в том, что предприятию с многолетней историей приходилось постоянно реконструировать имеющиеся мощности, вкладывая в это немалые средства. А учитывая то, что по всей области у «Новосибирскнефтепродукта» насчитывалось около 100 АЗС, можно представить необходимый объем капитальных вложений. Причем некоторые станции были «планово-убыточными» и обслуживали маленькие отдаленные поселки. В этом плане предпринимателям, создававшим свои сети АЗС в девяностых годах прошлого века, было несколько проще. Ибо строить новое с нуля удобнее, чем вынужденно реконструировать прежние АЗС, да и социальную ответственность на небольшую частную сеть никто не повесит. В 2009 году компания «Газпром нефть» активно начала модернизацию принадлежащих ей АЗС по всей стране, в их число вошел и «Новосибирскнефтепродукт». Сформирован новый высокий корпоративный стандарт, в соответствии с которым потребителю предлагается только качественное топливо, произведенное на флагмане отечественной нефтепереработки – Омском НПЗ, принадлежащим также «Газпром нефти». Каждая АЗС предлагает также сервисные услуги: магазин сопутствующих товаров, мультитопливные двусторонние ТРК, подкачку шин и другие. Внешний вид станций «Газпромнефть» выдержан в едином корпоративном стиле: стела в виде маяка на заправках ассоциируется для автомобилистов с надежным ориентиром на дороге.