Начатая ФАС реформа госзаказа, максимально ужесточившая процедуру закупок, на грани краха. Минэкономразвития предлагает дать чиновникам больше полномочий при выборе подрядчиков, сделав конкурс основной формой закупок
Минэкономразвития разослало по ведомствам для согласования проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС). Действующий закон о госзакупках регламентирует лишь процедуру госзаказа, а ФКС позволит создать «сквозную систему» планирования и осуществления закупок, контроля за их эффективностью, следует из презентации ведомства. Ключевым понятием становится «государственная нужда» — потребность в товарах, работах и услугах, необходимых для выполнения государством публичных обязательств, пишет министерство.
Законопроект о ФКС может быть принят до конца 2011 г., основной процедурой должен стать конкурс, а не электронные аукционы, антикоррупционный потенциал которых исчерпан, заявила вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Среди других критериев, влияющих на выбор победителя, вес цены не должен превышать 50%, а при закупках произведений искусства — 20%. Сейчас минимальный вес цены — 55%. Если в ходе конкурса она снижена более чем на 25%, участник обязан обосновать свое коммерческое предложение — так Минэкономразвития предлагает бороться с демпингом однодневок.
Следует вернуться к предквалификации участников конкурсов, считает ведомство Набиуллиной. Общими будут, например, требования о финансовой устойчивости, отсутствии налоговых долгов. Для отдельных видов закупок правительство сможет устанавливать дополнительные требования: например, профессиональная квалификация, репутация, наличие специалистов.
Закупать специализированные товары и услуги Минэкономразвития предлагает на конкурсах с ограниченным участием. Для закупок научных исследований, проектных работ, произведений искусства — ввести двухэтапные конкурсы, на которых заказчик проводит консультации с потенциальными исполнителями и вправе изменить любой из заявленных критериев.
Принятие проекта приведет к развалу системы госзаказа и росту коррупции, категоричен начальник управления ФАС Михаил Евраев: «Все, что было хорошего сделано за последние годы, например переход на электронные аукционы, невозможность серьезно менять цену заключенного контракта и его одностороннего расторжения заказчиком, предлагается отменить». Также урезаются возможности защиты предпринимателями своих прав, добавляет он, через две недели ФАС представит свою версию реформы (см. врез).
В Минэкономразвития считают, что злоупотреблений больше не станет, поскольку будет повышена ответственность чиновников. Но как — пока не понятно, признала Набиуллина: ответственность «должна быть дифференцированной — административной и, возможно, уголовной».
Бюджет теряет до 1 трлн руб. на госзаказе, говорил президент Дмитрий Медведев. Либерализовать правила закупок нужно одновременно с введением персональной ответственности чиновников, считает Илья Соколов из института Гайдара: «Без этого можно делать лишь выборочные послабления — в сфере научных тендеров и где нет конкуренции». Реформу госзаказа, которую проводила ФАС с 2006 г., проект перечеркивает, отмечает Александр Строганов из Центра размещения госзаказа, законопроект сырой, но и жесткая регламентация процедуры заказа показала свою несостоятельность. Надеяться на добропорядочность заказчиков опрометчиво, будут злоупотребления, уверена руководитель Партнерства профессионалов госзаказа Екатерина Лезина: «Хуже это и для заказчиков — неконкретные нормы дают больше оснований для привлечения ответственности».