Протяженность щебеночных дорог в Новосибирской области постепенно увеличивается. В Новосибирской области перемалывают асфальт и переводят дороги в категорию щебеночных
Некоторые из дорог Новосибирской области разрушены более чем наполовину
Причина, по словам начальника Территориального управления автодорог ТУАД Константина Громенко, в возросшей интенсивности движения автотранспорта и высоких нагрузках на ось, старые дороги на такое просто не были рассчитаны. На совете по вопросам дорожно-строительного комплекса Новосибирской области вице-губернатор заявил, что часть областных дорог будет переведена на щебеночное покрытие. В прошлом году таких дорог было три, предполагается, что и в 2010 году на месте асфальтовых дорог в регионе появятся щебеночные. Мы узнали, где кончается асфальт.
Справка
Общая протяженность дорожной сети Новосибирской области — 14 759 км. Протяженность улично-дорожной сети Новосибирска — 1385 км. На балансе ТУАД состоит 12 727 км автомобильных дорог общего пользования, отнесенных к собственности НСО. Грунтовое покрытие имеют 4186 км дорог, щебеночное 5124 км (из них в аварийном состоянии 2869 км, или 56 %), асфальтобетонное — 2630 км (аварийные 940 км, или 36 %). Остальные покрыты цементобетоном и черным щебнем.
На ряде автомобильных дорог с асфальтобетонным типом покрытия дефекты и разрушения составляют до 60 % от общей площади. Эти дороги используются по 20-30 лет и ни разу капитально не ремонтировались из-за недостатка средств. Асфальтового покрытия лишились три участкаЖ
- автодорога «14 км а/д «Н-1503» — Ленинградский – Конево – Лотошное» в Краснозерском районе;
- автодорога «9 км а/д «Н-0804» — Тальменка» в Искитимском районе;
- ул. Стрельникова в г. Барабинск.
Возвращать разрушенным асфальтобетонным дорогам первоначальный вид слишком дорого: по подсчетам Константина Громенко, 11–12 млн рублей за километр.
Технология холодного ресайклинга шагает по области благодаря относительной дешевизне
Потребуется заделка выбоин и проломов, укладка выравнивающего и верхнего асфальтобетонных слоев, отсыпка обочин песчано-щебеночной смесью. Однако и росчерком пера плохая асфальтовая дорога не превратится в хорошую щебеночную. Применять технологию холодного ресайклинга без устройства замыкающего асфальтобетонного слоя.
Это позволяет удешевить стоимость работ до 4 млн рублей на километр. Технология ресайклинга заинтересовала вице-губернатора, который председательствовал на дорожном совете. Это механизм, который движется по дороге и перемалывает асфальтобетонное покрытие, добавляя в него цемент или вяжущие битумы и укладывая его после себя ровным слоем. На сегодняшний момент это вынужденная мера.
Технологию ресайклинга применяют ОАО «Новосибирскавтодор» и ЗАО «Новосибирскагропромдорстрой». На совете начальник ТУАД рассказал о перемалывании асфальта с добавлением цемента на дороге в Тальменку в Искитимском районе, которая обошлась в 1,7 млн рублей на километр.
Щебеночные дороги станут безопаснее, потому что водителям не придется объезжать или попадать в ямы и выбоины в асфальте. В 2010 году холодный ресайклинг коснется трех объектов
- «9 км а/д «Н-0804» — Тальменка» в Искитимском районе
- «9 км а/д «Н-3102» — Журавка – Новокрасное» в Чистоозерном районе
- «36 км а/д «Н-2806» — Новосилиш – Октябрьский» в Усть-Таркском районе
Общей протяженностью 5,1 км на сумму 40,4 млн рублей.
Менеджер Искитимского туристического бюро Юлия Протасова рассказывает, что в Тальменке нет никаких достопримечательностей — обычное село и несколько фермеров. Многие жители этого села работают в Искитиме. Менеджер не считает, что наличие асфальтовых дорог является обязательным условием развития туристической инфраструктуры в области. В администрации области рассматривается вопрос применения технологии холодного ресайклинга на автодорогах в селе Быково в Новосибирском районе, р.п. Коченево, селе Яркуль в Купинском районе.
Грунтовые дороги, покрытые гравием или щебнем, можно найти и в Новосибирске, преимущественно в частном секторе. Например, не имеет твердого покрытия ул. Крамского на участке от ул. Никитина до ул. Автогенной. Юрист общественной организации автовладельцев убежден, что в городе вообще не должно быть улиц и дорог без твердого покрытия, и если таковые есть, то жителям надо требовать, чтобы эти дороги заасфальтировали, а если необходимо, дойти с этими требованиями до суда.
В советские годы только от авторитета руководителя района и пробивной способности председателей колхозов зависело, будет ли построена к населенному пункту щебеночная дорога или она получит асфальтовое покрытие. Содержать щебеночные дороги, по его словам, получается на 20 % дешевле.
Я надеюсь, что протяженность щебеночных дорог в Новосибирской области будет уменьшаться, но для этого необходимо выделение достаточных средств. На Западе тоже есть щебеночные дороги, которые ведут к фермерским хозяйствам, небольшим населенным пунктам. Никто не считает это зазорным. В идеале мы должны прийти к сети с полным асфальтобетонным покрытием. Естественно, это более высокая скорость передвижения и меньше пыли.