Пыль-дорожка
Протяженность щебеночных дорог в Новосибирской области постепенно увеличивается
[18.03.10] В Новосибирской области перемалывают асфальт и переводят дороги в категорию щебеночных
Некоторые из дорог Новосибирской области разрушены более чем наполовину. Причина, по словам начальника Территориального управления автодорог (ТУАД) Константина Громенко, — в возросшей интенсивности движения автотранспорта и высоких нагрузках на ось, старые дороги на такое просто не были рассчитаны. На совете по вопросам дорожно-строительного комплекса Новосибирской области 12 марта вице-губернатор Василий Юрченко заявил, что часть областных дорог будет переведена на щебеночное покрытие. В прошлом году таких дорог было три, предполагается, что и в 2010 году на месте асфальтовых дорог в регионе появятся щебеночные. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, где кончается асфальт.
Справка: Общая протяженность дорожной сети Новосибирской области — 14 759 км. Протяженность улично-дорожной сети Новосибирска — 1385 км. По состоянию на 01.01.2008 на балансе ТУАД состоит 12 727 км автомобильных дорог общего пользования, отнесенных к собственности НСО. Грунтовое покрытие имеют 4186 км дорог, щебеночное 5124 км (из них в аварийном состоянии 2869 км, или 56 %), асфальтобетонное — 2630 км (аварийные 940 км, или 36 %). Остальные покрыты цементобетоном и черным щебнем. (tuad.nsk.ru)
Вопрос о переводе разрушенных асфальтовых дорог на щебеночное покрытие обсуждался на дорожном совете области 12 марта. Начальник ТУАД Константин Громенко заявил, что возросшая интенсивность движения автотранспорта и осевые нагрузки (на которые не была рассчитана дорожная одежда при проектировании), пропущенные сроки ремонта приводят к обвальному характеру разрушений на ряде дорог.
«На ряде автомобильных дорог с асфальтобетонным типом покрытия дефекты и разрушения составляют до 60 % от общей площади», — цитирует пресс-служба обладминистрации господина Громенко.
По его словам, эти дороги используются по 20-30 лет и ни разу капитально не ремонтировались из-за недостатка средств. В 2009 году асфальтового покрытия лишились три участка: автодорога «14 км а/д «Н-1503» — Ленинградский – Конево – Лотошное» в Краснозерском районе; автодорога «9 км а/д «Н-0804» — Тальменка» в Искитимском районе; ул. Стрельникова в г. Барабинск.
Возвращать разрушенным асфальтобетонным дорогам первоначальный вид слишком дорого: по подсчетам Константина Громенко, 11–12 млн рублей за километр.
Технология холодного ресайклинга шагает по области благодаря относительной дешевизне
Потребуется заделка выбоин и проломов, укладка выравнивающего и верхнего асфальтобетонных слоев, отсыпка обочин песчано-щебеночной смесью. Однако и росчерком пера плохая асфальтовая дорога не превратится в хорошую щебеночную. Константин Громенко предлагает применять технологию холодного ресайклинга без устройства замыкающего асфальтобетонного слоя: «Это позволяет удешевить стоимость работ до 4 млн рублей (на километр. — К.П.)». Технология ресайклинга заинтересовала вице-губернатора Василия Юрченко, который председательствовал на дорожном совете. «Это механизм, который движется по дороге и перемалывает асфальтобетонное покрытие, добавляя в него цемент или вяжущие битумы и укладывая его после себя ровным слоем. На сегодняшний момент это вынужденная мера», — рассказал нам начальник ТУАД. Первый заместитель губернатора положительно оценил применение данной технологии, заострив внимание на длительности эксплуатации таких дорог, — сообщает областной пресс-центр.
Технологию ресайклинга применяют ОАО «Новосибирскавтодор» и ЗАО «Новосибирскагропромдорстрой», — говорит Громенко.
На совете начальник ТУАД рассказал о перемалывании асфальта с добавлением цемента на дороге в Тальменку в Искитимском районе, которая обошлась в 1,7 млн рублей на километр. Корреспонденту НГС.НОВОСТИ господин Громенко пояснил, что щебеночные дороги станут безопаснее, потому что водителям не придется объезжать или попадать в ямы и выбоины в асфальте. В 2010 году холодный ресайклинг коснется трех объектов («9 км а/д «Н-0804» — Тальменка» в Искитимском районе, «9 км а/д «Н-3102» — Журавка – Новокрасное» в Чистоозерном районе и «36 км а/д «Н-2806» — Новосилиш – Октябрьский» в Усть-Таркском районе) общей протяженностью 5,1 км на сумму 40,4 млн рублей.
Менеджер Искитимского туристического бюро Юлия Протасова рассказывает, что в Тальменке нет никаких достопримечательностей — обычное село и несколько фермеров. Многие жители этого села работают в Искитиме. Менеджер не считает, что наличие асфальтовых дорог является обязательным условием развития туристической инфраструктуры в области. В администрации области рассматривается вопрос применения технологии холодного ресайклинга на автодорогах в селе Быково в Новосибирском районе, р.п. Коченево, селе Яркуль в Купинском районе.
Грунтовые дороги, покрытые гравием или щебнем, можно найти и в Новосибирске, преимущественно в частном секторе. Например, не имеет твердого покрытия ул. Крамского на участке от ул. Никитина до ул. Автогенной. Юрист общественной организации автовладельцев «Свобода выбора» Роман Кашенцев убежден, что в городе вообще не должно быть улиц и дорог без твердого покрытия, и если таковые есть, то жителям надо требовать, чтобы эти дороги заасфальтировали, а если необходимо, дойти с этими требованиями до суда.
Константин Громенко говорит, что в советские годы только от авторитета руководителя района и пробивной способности председателей колхозов зависело, будет ли построена к населенному пункту щебеночная дорога или она получит асфальтовое покрытие. Содержать щебеночные дороги, по его словам, получается на 20 % дешевле: «Я надеюсь, что протяженность асфальтобетонных дорог в области будет увеличиваться, но для этого необходимо выделение достаточных средств. На Западе тоже есть щебеночные дороги, которые ведут к фермерским хозяйствам, небольшим населенным пунктам, — никто не считает это зазорным. В идеале мы должны прийти к сети с полным асфальтобетонным покрытием. Естественно, это более высокая скорость передвижения и меньше пыли».