Логистика

Как выбрать самосвал

Тридцать назад на дорогах можно было встретить иностранные самосвалы марки Tatra и Magirus. Тогда и появился вопрос как выбрать самосвал. Эти первопроходцы заполнили сегмент самосвальной техники, так как наш автопром не сумел тогда удовлетворить спрос отечественных строителей. Впрочем, как и не по силам ему эта задача и сейчас.

Первыми зарубежными самосвалами, которые трудились на дорогах, стройках и добывающих предприятиях, были чешские Татра-111. Эти, выкрашенные в сизо-серый цвет, трехосные машины напоминали грузовики времен Третьего рейха из фильмов о Великой отечественной. Сто одиннадцатая оказалась долгожителем — выпуск модели был закончен в 1960 году, а ее эксплуатация еще долгие годы продолжалась на угольных разрезах Кузбасса. Запомнился и её фирменный стиль — независимая подвеска Татры косолапая, которая придавала ей комичную косолапость.

Как выбрать самосвал

На смену первым импортным Татрам вскоре пришла модель 148, затем бес капотная модель 815. Чешские самосвалы показали себя неприхотливыми и надежными машинами, принесшими в нашу страну передовые технические решения, такие как полный привод с колесной формулой 6х6 и мощные дизельные двигатели воздушного охлаждения, а в более поздних моделях — турбонаддув.

Однако даже братская Чехословакия не могла удовлетворить спрос на самосвалы, которые постоянно требовались на многочисленных стройках бескрайних просторов СССР. Поэтому когда началось строительство Байкало-Амурской магистрали БАМ, министерству внешней торговли СССР было дано задание — найти и закупить надежный и мощный самосвал западного производства. Таким оказался Magirus-Deutz из баварского города Ульма. Эти машины сразу внесли такой прорыв в сознание советского человека, что даже неспециалисту становилось заметным то отставание, которое уже тогда накапливала отечественная промышленность. В этой статье нам расскажут перевозчики из собственного опыта эксплуатации грузовой техники как выбрать самосвал.

Европейские самосвалы трудяги

Сейчас на рынке самосвалов изменилось очень многое. Поставки чешских самосвалов в Россию практически прекратились. В так называемые тучные годы их место заняли представители Поднебесной, китайские самосвалы. А в 90-е страна познакомилась с самосвалами европейского автопрома:

  • Volvo
  • MAN
  • Scania
  • IVECO
  • Renault

Но триумфальное шествие европейской техники остановил мировой кризис, поэтому сегодня рынок самосвальной техники России выглядит все еще далеким от оптимизма — вслед за рухнувшим строительным комплексом резко сократились и поставки самосвалов, все меньше спрашивают как выбрать самосвал. Государственные преференции действуют лишь в отношении отечественного автопрома — спецтехнику Камского завода для муниципалов можно приобрести при поддержке средств из федерального бюджета.

Pарубежные производители самосвалов не дремлют. К тому же уменьшение спроса дало для них достаточно перспективные результаты — произошла рокировка марок импортных тяжелых грузовиков. Если еще год назад в сегменте более 16 тонн доминировали китайские бренды, то сейчас на первые места вышли европейские производители. А это означает что, несмотря на сложные экономические времена и резкое сужение спроса все начнут учить фразу как выбрать самосвал на китайском языке 如何选择自卸车. Но случился поворот событий в сторону качественной европейской техники. И отечественному перевозчику уже стало недостаточно предложения широкого модельного ряда китайских заводов, таких как HOWO и потребительских качеств отечественных машин. Перевозчик выбирает качество и готов за него платить.

Читайте также Техника бюджетирования

Как кто-то метко заметил, что перевозчики, занимающиеся транспортировкой сыпучих строительных грузов — это отдельная каста. Их характеризует разумный подход к выбору техники, для них вопрос как выбрать самосвал принципиальный. Еще совсем недавно в стране был настоящий строительный бум — это факт, не подлежащий сомнению. Соответственно, резко увеличилась и потребность в грузоперевозках, в первую очередь сыпучих строительных материалов, таких как карьерный песок. Что, несомненно, оказало самое существенное влияние на рынок самосвалов.

Какой самосвал выбирают перевозчики, опираясь на личный опыт эксплуатации

Испытание могучего голландца

Нидерландские грузовики DAF только недавно стали известны в России, и в основном как магистральная техника. Кто-то может спросить, разве DAF выпускает тяжелые самосвалы? Да, и это уже не секрет.

Все предыдущие годы голландская фирма DAF занимала последнее место на российском рынке новых грузовиков самосвалов. В СССР эту марку никто не знал. Да и позже перевозчики не делали на нее ставку на голландцев. В 1999 году DAF продал в нашу страну всего …пять тягачей, 2000-м — четыре. А самосвалов еще меньше. Но со временем все изменилось: эта марка стала узнаваема, да и самосвальный модельный ряд у этого производителя представлен достаточно широкий. Уже накоплен первый опыт их эксплуатации, и не где-нибудь в теплом Краснодарском крае. Эти самосвалы прошли проверку суровыми условиями Якутии.

В Якутии эксплуатируются в основном отечественные и китайские самосвалы. Но мы сделали ставку на современную мощную европейскую технику марки DAF. И не ошиблись, потому что знали как выбрать самосвал, — рассказывает Петр Иванов, генеральный директор компании Якутгазстрой из города Якутск. Самосвалы этой марки зарекомендовали себя с хорошей стороны при эксплуатации в непростых условиях. На бездорожье, при низких зимних температурах. По неприхотливости их можно сравнить с КрАЗами, так что голландской техникой мы вполне довольны. Наше предприятие эксплуатирует как трех-, так и четырехосные модели самосвалов DAF. Больших нареканий на эти машины у нет. Был однажды случай, когда на одном из самосвалов в зимнюю стужу под минус 50 градусов закончилось топливо. Машину отбуксировали в теплый гараж, где она благополучно оттаяла. А уже на следующий день техника снова трудилась на объекте.

Читайте также Продам дробильное оборудование

Французский тяжеловес

Один из наиболее распространенных на российском рынке, в основном в европейской части страны — самосвал для тяжелых условий эксплуатации Renault Kerax 380.34 HD 6х4 с кузовом Meiller, которые производится в Германии. В отличие от аналогов, поставляемых для европейских заказчиков, в нашу страну он приходит с другим набором дополнительного оборудования. А одним из главных достоинств самосвала наряду с массой и объемом перевозимого груза является проходимость. Так, минимальный дорожный просвет под ведущим мостом Renault Kerax составляет 370 мм, а под передней осью еще больше — 385 мм. По мнению перевозчиков, которые знают как выбрать самосвал и эксплуатирующих такие автомобили, это лучший показатель. Для наших сибирских условий бездорожья это очень хороший вариант. Но пока французов с такими достоинствами за Уралом еще не много.

как выбрать самосвал Renault
как выбрать самосвал Renault

Еще одно достоинство Kerax’a возможность его длительной эксплуатации, что уже подтверждено российским опытом. И после трех сезонов он остается выносливой рабочей лошадкой, способной приносить прибыль. Другое дело, что с течением времени затраты на содержание такого самосвала постепенно растут. Но назовите модель, у которой эти расходы не увеличиваются.

Сергей Киреев, главный инженер ООО Транспортная компания Дан-Моторс из города Омск, так охарактеризовал эту технику: Доля самосвалов этого европейского производства в сибирском автопарке пока небольшая. Грузоперевозчиков смущает цена на технику. Сказывается и чисто человеческий фактор — многие перевозчики психологически еще не готовы к эксплуатации техники la france. Хотя лично у нас уже есть положительный опыт эксплуатации Renault Kerax в Сибири. В парке компании присутствуют модели с объемом 16 куб. м — очень экономичные и надежные машины, которые могут работать и в условиях Крайнего Севера, только следует обратить внимание на хороший аккумулятор. Их отличает высокое качество изготовления, максимальный комфорт для водителя. Производители обратили внимание на пожелания потребителей, кто эксплуатирует Renault в экстремально тяжелых условиях, и усилили передний мост автомобиля.

Наследники Магируса

История дружбы автомобилей Магирус и отечественных перевозчиков началась еще в далекие 70-е годы, когда началась их поставка на стройку века — БАМ. Со временем марка Магирус ушла в историю, а немецкое предприятие перешло на выпуск самосвалов под брендом IVECO. Но самое ценное в том, что технические решения также перешли в автомобили этой новой марки. Линейка грузовых автомобилей Trakker — это наследники легендарного Магируса — тяжелые грузовиков-внедорожники, предназначенные для работы в сложных условиях карьеров и стройплощадок.

Trakker неприхотливая и надежная европейская машина, — поделился своим мнением ведущий специалист в компании Северная группа из города Томск. — Наши самосвалы эксплуатируются в довольно экстремальных условиях — в основном по бездорожью. Как выбрать самосвал мы знали изначально. Выбор именной этой марки был обусловлен ее известностью и адаптацией к российским дорогам, точнее к их отсутствию. Автопарк нашей компании насчитывает порядка 15 единиц техники с колесной формулой 6х6, среди которой присутствуют и тягачи, и самосвалы. В сравнении с отечественной техникой, именно самосвалы Trakker выполняют самую тяжелую работу. Эта импортная техника укомплектована так называемым северным пакетом, поэтому в кабине самосвалов всегда тепло и комфортно. IVECO — очень надежная и выносливая машина. Надо сказать, что при ее эксплуатации на шоссе никаких проблем не возникает. А вот на бездорожье приходится беречь передние рессоры и передний мост, так как он немного слабоват. В целом сделанным выбором в пользу IVECO остались довольны все — и водители, и руководство и наши заказчики.

как выбрать самосвал IVECO
как выбрать самосвал IVECO

Читайте также Mercedes Benz Actros

Экономные шведы

Дальнобойными тягачами марки Scania сегодня никого не удивишь, как и самосвальной техникой этой же шведской компании. Наибольшим спросом у отечественных грузоперевозчиков пользуется модели самосвалы Скания Р380. Они производятся на двух-, трёх- и четырёхосных шасси, из которых в Россию поставляют две последние. Трёх- и четырёхосные шасси с небольшими кабинами серии Р годятся для самого разнообразного использования: городских и региональных перевозок, для строительных и коммунальных нужд и работ, ремонта и монтажа специальных кузовов и оборудования. В индексе Р380 СBx4EHZ зашифрованы все особенности исполнения самосвала. Вот С обозначает шасси строительного класса с грузовой адаптацией В. Колёсная формула 8×4 означает, что две ведущие и две управляемые оси с блокировками. Буква Е означает подготовку к сверхтяжёлым условиям использования, Н говорит о высоком шасси, а Z соответствует рессорной подвеске. У машин предназначенных для езды — низкая или нормальная высота рамы, у самосвалов, по виду их работ, как правило, высокая.

Скания 380 имеет двигатель DC11 09 объёмом 11 л и мощностью 380 сил. Он находится в середине линейки моторов шведской фирмы и сочетает вполне высокую мощность с экономичностью. Двигатель с турбонадувом, интеркулером и четырьмя клапанами на цилиндр, и соответствует только нормам Евро 3.

Сколько же способен поднять четырёхосный самосвал — целых 30 тонн. Вообще, как самосвал, предназначенный для перевозки сыпучих грузов, автомобиль очень привлекателен для потенциального покупателя в первую очередь грузоподъемностью и вместимостью кузова, а также довольно низким расходом топлива и большим сроком службы, что уже предопределяет ответ на вопрос как выбрать самосвал.

Самосвал Scania
Самосвал Scania

В парке нашей компании уже третий год работают четырехосные самосвалы Scania, — пояснила Ольга Андреева руководитель компании Системы авто обеспечения из города Новосибирск. — Эти машины заняты на перевозке песка и щебня наряду с отечественными и китайскими самосвалами. Показательно, что практически по всем параметрам шведские автомобили превосходят как отечественные КамАЗы, так и китайские Howo.

Читайте также Бесконечная конвейерная лента

Удельное потребление горючего у шведского самосвала ниже, намного меньше поломок, а, следовательно, более высокий коэффициент выхода на линию. Отмечу и такой немаловажный аспект, как комфорт и эргономику рабочего места водителя.

Конечно, такая техника требует к себе соответствующего отношения. Например, прохождение ТО — обязательно. При этом нам как новосибирской компании не составляет труда проходить его своевременно, поскольку в городе работает официальный дилер шведского производителя.

Три года назад мы сделали выбор в пользу Scania, и могу сказать, что наши надежды на эффективную и бесперебойную работу техники полностью оправдались. Конечно, как и у всех западных моделей самосвальной техники запчасти к Scania на порядок дороже отечественных, но если сравнивать эксплуатационные затраты — они покрывают как стоимость запчастей так и ремонта.

Volvo — традиции надежности

Лет десять тому назад довелось мне проезжать по строящемуся МКАД. Это детище московского мэра Лужкова запомнилась не только масштабностью возводимых тогда многоуровневых развязок, но и сотнями снующих повсюду самосвалов шведской марки Volvo. На строительстве МКАД тогда работало около трехсот трехосных машин серии FL предыдущего поколения с колесной формулой 6х4. Они с честью справились со своей задачей. На смену им пришла серия FM — совсем недавно эти красные самосвалы шведской марки возили асфальт на реконструкции Советского шоссе, который укатывали катки одноименной марки. Для строительных нужд семейство Volvo FM располагает целой гаммой специализированных машин с колесными формулами от 4х2 до 8х4. Правда, четырёхосные самосвалы у нас столь непопулярны. Одной из особенностей Volvo заключается в том, что машины сочетают повышенный дорожный просвет 355 мм под картером переднего и 345 мм под картером заднего мостов с низкой погрузочной высотой самосвального кузова. Рама большей прочности способна воспринимать как вертикальные, так и значительные скручивающие нагрузки.

Александр Унчиков, директор торгового дома ТрансИнерт рассказал — В парке предприятия трудятся шесть самосвалов марки Scania, три самосвала Volvo и два автомобиля марки MAN. В их обязанности входит перемещение песка, щебня и отсева из карьеров, расположенных в новосибирской области на стройки Новосибирска. Абсолютно все эти европейцы — надежная и выносливая техника. Конечно, наиболее мощный эффект дают новые машины, в чем мы и убедились на примере самосвалов Scania. Так наиболее выгодным приобретением оказался самосвал Скания с колесной формулой 6Х4 и 3-осным прицепом новосибирского АРЗ — ведь за один рейс эта машина перемещает 50 тонн груза. Покупка пропусков, конечно, дело дорогостоящее, но это уже другая история. Так вот отдельно хотелось бы сказать про шведов — Volvo и Scania — техника без изъянов. Но при одном условии — при правильной эксплуатации. Мое мнение таково, что пока равных ей нет — шведы идут на шаг впереди остального автопрома и ответ на вопрос как выбрать самосвал однозначный.

Теперь несколько слов про MAN. Вполне довольны работой своих немецких самосвалов. Они дороговато обходятся в ремонте, но это лишь потому, что мы взяли не новую технику. MAN — очень надежный самосвал, но при зимней эксплуатации есть некоторые проблемы.

Если планируете купить самосвал из шведов, то обратите внимание на то, чтобы в комплектацию входила такая функция, как подогрев кузова. Иначе от перепада температур часть песка будет постоянно залипать на его стенках и днище. Так же многие владельцы техники могут вам сказать, что ремонт этих марок обходится не дешево из-за цен на запчасти. Возможно, но я рассуждаю так — хорошее дешевым не бывает.

как выбрать самосвал volvo
как выбрать самосвал volvo

Ну и немаловажным моментом при эксплуатации техники является наличие сервиса — в Новосибирске он есть у всех, работающих в нашей организации автомобилей. Но отдельно хотелось бы выделить станцию по обслуживанию Scania. Не буду расписывать его достоинства, скажу лишь, что, расширяя свой парк, куплю самосвалы именно этой марки.

Читайте также Работа для самосвалов

MAN — работящий человек

На первом месте по продажам в компании MAN лидируют, конечно, тягачи для межгорода. Но у этой немецкой компании есть и самосвал серии TG-A. Он является флагманом в программе MAN. Тяжелая серия TG-A Trucknology Generation класса А, одна из наиболее совершенных в Европе, которая интенсивно и регулярно пополняется новыми вариантами. Теперь сюда входят грузовики, седельные тягачи и специальные шасси марки TG-A полной массой 18–41 т в составе автопоездов — до 250 т со всеми видами колесных формул от 4×2 до 8×8. Для российского рынка предназначены 21-тонный самосвал MAN 33.363DFK-WW (6×4) с 13-кубовым кузовом и строительное шасси 41.360 8×4, оснащенные 360-сильным дизелем, 16-ступенчатой коробкой передач и кабиной серии М.

Рассказывает Евгений Даттай, перевозчик сыпучих строительных материалов из города Новосибирск — Предприятие специализируется на перевозках сыпучих грузов. Машины работают как в условиях плохих дорог и бездорожья, так и по городским трассам. Например, недавно работали на перевозках грузов в Северном районе НСО. От отечественных моделей самосвалов пришлось отказаться из-за их низкой рентабельности. Теперь у нас в парке присутствуют только автомобили западного производства MAN и Volvo. Техническое обслуживание проходим здесь же у дилеров. На мой взгляд, эта техника показала себя в сибирских условиях с самой лучшей стороны. Но как потребитель посоветовал бы производителям самосвалов MAN чуть выше приподнять радиатор, т. к. по бездорожью он цепляет колею. Очень доволен шведскими самосвалами марки Volvo, в процессе эксплуатации у меня нет замечаний к этой технике.

Редакция выражает благодарность, компаниям, принявшим участие в создании этой статьи:

  • Сибирский технический центр МАН, г. Новосибирск
  • Официальный дилер Iveco S.P.A — ТПК Инфо, г. Москва
  • Официальный дилер SCANIA ООО Сибтракскан, г. Новосибирск;
  • Официальный дилер Рено компания Восток-Трансавто, г. Новосибирск;
  • ЗАО Вольво Восток, торговая компания, г. Новосибирск;
  • Компания VH-DAF, г. Москва;
14