Расход топлива — важный показатель экономичности автопарка. Как слить топливо знает каждый водитель и если расходы на ГСМ стали расти, а эффективность работы остается на том же уровне, проверьте факт слива топлива. Какие бывают махинации и чем они опасны для компании, читайте в статье.
В России автопарки дополнительно теряют до 40% прибыли на стоимости горючего. Причины простые — водители часто задаются вопросом — как слить топливо. В условиях кризиса и пандемии расходы компаний увеличиваются еще больше: цены на бензин растут, а водители через махинации с топливом компенсируют сокращенную зарплату. Все увеличившиеся затраты несет компания, что в конечном итоге сказывается на себестоимости продукции и услуг и доходности самого предприятия.
Слив топлива уменьшает прибыль компании
Топливо — один из самых слабозащищенных от краж продуктов в компании с личным автопарком. Наравне с этим ГСМ являются и первой статьей расходов. По опыту наших клиентов примерно 30% бюджета уходит именно на топливо.
Способы проверки водителей
В организациях без контроля расхода топлива с большой вероятностью будет иметь место воровство горючего. Как проверить наверняка? Первый шаг — изменить принцип проверки водителей. Воспользуйтесь тремя способами, которые помогут выявить недобросовестных сотрудников.
Анализируйте топливную карту
Регулярно проверяйте и анализируйте информацию с топливных карт. Водитель часто заправляется на АЗС вне своего маршрута? Заправки превышают объем бака? Было совершено несколько заправок в один день в течение пары часов? Это первые признаки, на которые вам следует обратить внимание. Опытный водитель всегда найдет способ как слить топливо
Сверяйте указанный пробег с маршрутами
Несколько раз сравните данные пробега из путевых листов или таблиц учета с рейсом водителя за конкретную дату. Стабильное расхождение выше 10% дает вам повод усилить контроль за данным сотрудником.
Устраивайте тестовые рейсы
Вы или ваше доверенное лицо — например, завгар, главный механик транспортной компании, несколько раз в течение пары месяцев выезжаете вместе с водителями в рейс и фиксируете расход топлива. После таких рейсов вы можете сравнить фактический расход для конкретной машины с тем, что указывает водитель. Как слить топливо, если показатели тестовых рейсов значительно ниже — будьте уверены, что топливо сливается.
Все указанные способы хорошо работают в системе. Единственный минус — такая работа отнимает время, требует вашего пристального внимания и отвлекает от других важных задач компании.
Слив топлива влияет на техническое состояние автомобилей
Кража топлива не только увеличивает траты на ГСМ, но и влияет на состояние автомобилей. Сервисное обслуживание транспорта и ремонты — вторая статья расходов коммерческого автопарка, и махинации с горючим определенно вносят сюда свой вклад.
Махинации по степени вреда для состояния автопарка
Как слить топливо напрямую из бака
Самая простая манипуляция с горючим, которая несомненно влияет на бюджет компании, но в меньшей степени вредит автомобилю. Водитель просто завышает свой расход в путевом листе, а остатки топлива сливает с помощью шланга.
Слив дизеля через обратку
На дизельных двигателях неотработанное горючее возвращается обратно в топливный бак по отдельному шлангу — обратка. Сотрудники врезаются в топливную магистраль через тройники, по которым медленно сливают дизель в свою тару. Опытный водитель может без труда собрать такую схему без вреда для автомобиля.
Без специального оборудования и непосредственного осмотра топливной системы заметить это практически невозможно — создается впечатление, что автомобиль просто потребляет много горючего.
Обратите внимание, что главный механик должен заметить этот факт, если осмотры автомобилей совершаются тщательно и регулярно. В противном случае это говорит о том, что либо работа совершается спустя рукава, либо сотрудник в курсе махинаций водителей.
Читайте также Работа для самосвалов
Накрутка пробега
Водитель накручивает счетчик пройденных километров, чтобы указать в расход значительно большее количество отработанного топлива. Списанное таким образом горючее реализуется, также покупаются фальшивые чеки. Либо сотрудник просто знает как слить топливо и сливает разницу себе в канистру.
При накрутке одометра компания теряет деньги не только на сливе топлива. Из-за фиктивного пробега возрастает частота планового техосмотра и техобслуживания, а также и расходов на них.
Подделка кассовых чеков и покупка дешевого горючего
Водители тратят выданные деньги на дешевое некачественное горючее, а на проверенных АЗС договариваются с сотрудниками и покупают фальшивые чеки. Хорошее топливо же сливают себе.
Заправка дешевым топливом плохого качества — самая вредоносная махинация для автопарка. Некачественное горючее приводит к поломкам топливного насоса высокого давления, износу двигателя.
Где покупается некачественное топливо
Перекупщики
На трассах можно встретить несанкционированных перекупщиков. Чаще всего это грузовой транспорт, который припаркован на обочине и загружен канистрами с топливом. У них водитель может купить горючее по низкой цене и продать своё, а разницу положить в карман.
Читайте также Грузовые автомобили и спецтехника из Германии
Безымянные АЗС
На известные сети заправочных комплексов топливо привозят напрямую с нефтеперерабатывающих заводов. Поставки тщательно контролируются, а поддержание качества горючего — это залог репутации бренда. В отличие от безымянных АЗС.
Путь топлива на несетевые АЗС начинается с биржи — покупается прямогонный бензин после первичной перегонки нефти и далее перегоняется на нефтебазу регионального оператора. Здесь он смешивается с высокооктановыми добавками и незначительным количеством качественного продукта от одного из крупнейших производителей рынка.
Всё зависит от оператора — будет ли такой бензин просто с недостаточным октановым числом или же низкокачественным вредным продуктом с лишними примесями.
Несколько заправок с некачественным топливом мотор выдержит. Если же это регулярная практика, то дальше всё будет зависеть от общего состояния автомобиля. В любом случае, рано или поздно это приведет к дорогостоящему ремонту всей топливной магистрали вашего коммерческого транспорта.
Как предотвратить слив топлива
Хищение топлива — одна из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться при управлении автопарком. Она носит массовый характер и встречается чаще всего там, где контроля нет или он практически отсутствует. Как слить топливо знает каждый водитель, причем существуют весьма изощренные способы.
Заключение
Если вы не готовы тратить своё время на постоянное отслеживание водителей и ручной анализ слива топлива, то доверьте это умным цифровым решениям. Системам спутникового мониторинга вместе с умными GPS трекерами и специальными датчиками. Современное оборудование закроет вопрос — как слить топливо. Автоматизированная система возьмет работу контроллинга ГСМ на себя и защитит вас от убытков и краж.
Но мы знаем, что уже есть программы, которые позволяют обходить защиту GPS трекера.
Узнайте больше Услуга трезвый водитель